Семантика изображения. Программные продукты и системы. Космология и оптика: к истории одного эксперимента

Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. Уместно вспомнить о социальной функции орнамента у разных народов. Например, в узорах хантов и манси отражались родоплеменные особенности; у удмуртов имеются названия узоров, свидетельствующие о принадлежности их к определенному роду или племени; у народов Средней Азии, долго сохранявших пережитки родоплеменных делений, это отразилось в узорах. Туркмены, особенно женщины, безошибочно определяют племенную принадлежность ковровой орнаментации. Каждое племя имело свой собственный запас ковровых узоров.

Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы - мужчине или женщине, например на вязаных изделиях коми, в вышивках народов Поволжья. Возрастные различия также отражались в вышивках (особенно головных уборов) у большинства народов. О вышивках на сороках русских крестьянок, отмечавших возраст и семейное положение, упоминалось выше.

Несомненна связь орнамента с верованиями. У туркмен, например, В.Г.Мошкова выявила категорию "священных" узоров, ясно осознаваемых ковровщицами.

Особые орнаменты (гюляиды) помещали на похоронных коврах; некоторые из них имели апотропейное значение.

Распространенный у киргизов узор карга термак - "когти ворона" (в виде трех отростков) - считался оберегом, его помещали на головных уборах, на войлочном покрытии юрты и т.д.

У карелов особое значение имело орнаментальное изображение четырехлистника клевера, являвшегося символом любви и брака (lemmenlehtizet) и якобы обладавшего особой силой при колдовстве. Также особое значение - защиты от дурного глаза - имел узор из восьмиконечных звезд у латышей.

В раскрытии семантики орнамента русской вышивки достигнуто немало успехов. Однако далеко не все остается выясненным. Расшифровка его древней семантики составит задачу не одного поколения ученых.

Для понимания языка орнамента большое значение имеет терминология узоров. Ее изучению этнографы уделяют особое внимание. Название узора может происходить от техники выполнения, от материала, нередко термин указывает на место его происхождения - откуда его заимствовали (удалъской узор - из с. Удали; по этому же принципу возникло название микитинъской узор и др.).

Орнамент, отражавший национальную специфику, в районах с этнически смешанным населением нередко называют именем народа, для которого он характерен или у которого заимствован: русский узор, узор по-татарски, узор по-кыргызски и т.д. Иногда название отражает композицию узора, его форму, например у мордвы - длинный; или указывает на месторасположение его на одежде - по сторонам груди, по низу, на рукавах и т.д.

Имеющийся в распоряжении русский терминологический материал разнообразен. Геометрические узоры в вышивке на рукавах рубахи называются по-разному: в клюшку, в клюшку по две ягодки, в клюшку по пять ягодок (Костромская губ.); шашецки, клубоцки, простушка, или семенница, пояски, веревочки (Олонецкая губ.); городки, кубики, оконца (удлиненные прямоугольки), крестам, кругам (Новгородская губ.); ластоцкино гнездецко - ромб с продленными сторонами (Тверская губ. Весьегонский у.). В Рязанской губ. последний мотив называется репей, арепей. Крючья, козелки (Вологодская губ.), большой и малый вьюн (Тверская губ.); кривонога (Воронежская губ.) - это название косого креста с загнутыми концами. На рязанских и мещерских поневах этот же мотив назывался кони, коневые голяшки, что дало основание Б.А.Куфтину высказать предположение о поглощении животного орнамента геометрическим.

К названиям, отражающим те или иные представления о животных, относятся кошачьи лапки (Новгородская губ.), лягушки, большая лягушка (Весьегонский у.). Животный мир в терминологии геометрических узоров отражен у всех восточных славян и их соседей.

Геометризованная напоминающая человека фигура или отдельные части его также отражены в названиях: в цетыре голоушки, головастица - фигурки, соединенные по четыре (Тверская губ.); головки-ромбики, головки и пальчики - ромбики с отростками (Тверская, Смоленская губернии).

Некоторые названия вышивки изучаемого региона отражают бытовые реалии: узор перястица или крыльям-перьям представляют как бы четыре крыла мельницы; мостиноцкам - напоминает мостинки, корзины, плетеные из сосновой щепы; узор стулъцикам сходен с соответствующими предметами (Тверская губ.); пряникам отличается прямоугольной формой (Новгородская губ.), целноцкам - напоминает челноки ткацкого стана (Олонецкая губ.); грабелькам, гребешкам сходен с зубьями этих предметов.

Имеются названия узоров, связанные с небесной сферой: луна, месяцы, круги, солнце (Олонецкая губ.); звездоцкам (Новгородская губ.); облака (Костромская губ.).

Зооморфные мотивы отражены в следующих названиях: в гусёк, в два гуська, большие и малые кони, в конёк, богатка в конёк, конястица, безголовый конь (олень), петухи, бесхвостые петушки, флоросъки петушки (Тверская губ. Весьегонский у.); петушки, курушки, цыпушки (Ярославская губ.), пава-птица (Олонецкая и другие губернии); павлина, рыбина (Новгородская губ.); орлики, с орлам (Олонецкая, Костромская губ.), лев-звирь (Олонецкая, Костромская губернии); рокастица - узор, отдаленно напоминающий рака на старушачьих сороках (Весьегонский у.); узор медведям (Костромская губ.) и т.д.

Растительные узоры имеют следующие названия: травы, травной узор, сады, древами, цветы, со светом, ягодник, ягодкам, яблоки, сосенки, в елочку, лапы (как бы еловые ветки), цвет яблони, калина, рябина, широкая рябина, березка, дубок.

Антропоморфные женские изображения называют: баба (Псковская губ.), головки подбаценъки, куклы подбаценьки, т.е. подбоченившиеся (Тверская губ. Весьегонский у.), кумушки, кумки со свечами (Тверская губ. Бежецкий у.), панъи (Костромская губ.), немоцки (в великоустюгском тканье).

Что касается сложных композиций вышивки, то на вопрос о том, что изображено на них, давались описательные характеристики: "Рукобитное полотенце было очень хорошее - с птицами, с яблоньками узоры наведут"; "на большом полотенце вышьют светы, березы, коням, петухам, а иногда - болыну паву". В новгородских селениях женщины так объясняли композицию вышивки: петухи, кони и куклы, кони и березки, березка на конях, куклы и гривы, петухи с куклами, матрешки в платье колоколом руки раздвинуты. Своеобразные названия этих узоров зафиксированы в Онежском у. Архангельской губ. - лешаки, павы с лешаками.

Исследователи неоднократно отмечали неустойчивый характер терминологии народных узоров; это же можно сказать и о многих названиях орнамента русской вышивки Севера.

Приведенная терминология отражает современное видение творцов и хранителей вышивки. Названия большей частью четко выявляют основной характер мотива. Метко названы оборотнями кони, обернувшиеся назад, гривами - кони с высокой гривой, перястица - четыре крыла мельницы, конястица - кони и т.д. Приведенная терминология XIX-начала XX в. создавалась не одновременно. Многие названия встречаются еще в описях вышивок XVI-XVII вв. (ягодкой, городками, дорогами, круг, деревца и т.д.). Другие - явно позднего происхождения - барыни, куклы; современный термин - матрёшки.

Некоторые из терминов обнаруживают большую устойчивость, чем сам узор, который трансформировался. Название лягушки встречаем в узорах сорок у русских на Верхней Волге и их соседей - карелов (лётемпиат), в украсах Смоленщины (лягушечки простые и завиваете), на бисерных позатыльниках крестьянок южнорусских губерний, а также в узорах удмуртских женских нагрудников, в мордовской женской одежде (ватраки - лягушка). По-видимому, термин этот не случаен в орнаменте русских и их соседей, о чем можно предполагать по его устойчивости.

Особого внимания заслуживают и некоторые другие наименования, возможно отражающие их былую семантику: кумушки, кумки со свечами, паньи, лешаки.

Первоначальная семантика сложных древних сюжетов вышивки забыта населением, что показали не только исследования XX в., но и отмечено было еще в 60-70-х годах прошлого столетия. Понять первоначальную семантику этих сюжетов можно лишь с привлечением сравнительных данных о верованиях, обрядах, фольклоре русской деревни XVIII-начала XX в., а также разнообразных исторических свидетельств и древних иконографических памятников.

Орнаменту свойственна непрестанная изменяемость, его мотивы в течение многовековой жизни подвергались переработке. Тем не менее архаические сюжеты лицевых вышивок, дошедшие до нас во множестве вариантов, позволяют проследить устойчивость определенных черт, увидеть в них повторяющиеся, "общие места". Такими устойчивыми элементами являются образы женщины, дерева, всадников в окружении птиц, зверей, представленных в определенной трактовке, имеющих ряд особенностей, что позволяет в них видеть архаический пласт в вышивке.

Все части сложной композиции взаимосвязаны и отражают соподчиненность персонажей, обращение к центральной антропоморфной, большей частью женской фигуре (или дереву), которая как бы ниспосылает окружающим благословение, а иногда и выражает устремленность вверх - к какому-то более высшему существу.

Преувеличенные кисти рук, их положение выражают взаимоотношения персонажей. Изображению рук придавалось особое значение, они как бы благотворно воздействовали на окружающую действительность, а также ограждали от несчастий. Преувеличенные кисти рук вместе с тем как бы усиливали просьбу, обращение к центральному персонажу или к высшему существу. В представлении людей рука - это могучее оружие, способное преобразить окружающую действительность и оградить человека от несчастий. Поэтому не случайны изображения кисти руки в древнем искусстве Европы и Азии (Средиземноморья, Кавказа, Сибири и др.). В частности, камни с отпечатками ладоней обнаружены в Новгородской обл.

Н.П.Гринкова, рассматривая этот мотив в русском народном искусстве, пришла к выводу, что изображения руки были амулетами и служили добрыми пожеланиями у многих народов. У русских изображение руки можно встретить в деревянной скульптуре, вышивке, обрядовом свадебном печенье (пироге) - ручки, которое мать невесты выпекала для семьи жениха. Такое печенье являлось как бы пожеланием дочери счастливо жить в новой семье.

Геометрические знаки, игравшие важную роль в композиции, несли большую смысловую нагрузку. Принимая во внимание работы, где на большом археологическом материале начиная с древнейших времен, прослежено древнее значение ромбических фигур как символов плодородия, можно предположить, что и в русской вышивке в ряде случаев ромб имел то же значение. "Судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно".

Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки как языческих символов раскрыто на множестве образцов искусства народов Евразии и других континентов. Круговые фигуры на славянских вещах X-XIII вв. также дают основание рассматривать их как символы огня, солнечного божества, как языческие очистительные и охранительные знаки. Главные антропоморфные фигуры в композициях вышивки, а также птицы и животные, отмеченные кругами, розетками, как бы показывают их причастность к небу.

Возможно, не случайно размещение в русской вышивке рядом ромба и креста, ромба и розетки, что в далеком прошлом связывалось с символикой соединения женского и мужского начал.

Особенностью вышивок архаического типа является не только насыщенность их солярными, космическими символами, но и растительными мотивами, которые как бы пронизывают их. Как уже говорилось, отличительные черты иконографии архаических сюжетов - это скупость, лаконичность в изображении людей и животных, строгость и торжественность застывших поз, геометричность их трактовки. В вышивке представлены идолоподобные фигуры. О деревянных идолах на Руси имеется немало свидетельств средневековых источников, были найдены и скульптурные изображения идолов, в частности на Севере. Высокая столбообразная фигура в окружении более мелких в вышивке на рис. 52 имеет сходство с описанием славянских божеств X в. Столбообразный облик имел и идол, найденный в р. Збруче.

Черты, устойчиво повторяющиеся в различных вариантах вышивки, позволяют считать рассматриваемые узоры не просто игрой воображения вышивальщиц, а глубоко традиционными. Они отражали не бытовые сюжеты (хотя со временем некоторые из них приобрели жанровый характер), а были связаны в своей основе с древними мифологическими представлениями.

Древность трехчастной композиции подтверждается находками вещей X-XIII вв. на славяно-чудском пограничье, на которых композиция представлена в более упрощенном виде, чем в вышивке (кони по сторонам ромба, постройки, олени - по сторонам дерева и т.д.). Женщина, держащая птиц в поднятых руках, изображена в миниатюре рязанской рукописи XVI в. Этот основной орнаментальный мотив вышивки прослеживается в городском искусстве XVI в. Стилистическая разница между рисунком XVI в. и вышивками XVIII-начала XX в. велика. Мотивы вышивки выглядят типологически более древними.

Вышивки архаического типа справедливо признают выдающимся явлением русского народного искусства. Это один из важных источников для раскрытия особенностей древнего мировоззрения их создателей. Исследователи вслед за В.А.Городцовым видят в сюжетах архаической вышивки отражение древнего земледельческого культа славян. "Земледельческая общинная религия составляла, по-видимому, господствующую форму верований и культа у славянских племен до христианизации..." В ней выделялись олицетворенные силы природы, определявшие благополучие земледельца. После крещения культ великих богов ("высшая мифология") оказался наименее устойчивым, однако не исчез полностью, в частности отголоски его сохранились в орнаменте вышивок.

Церковь вела борьбу с языческими культами, и они сливались в быту с православием, составляя своеобразный комплекс синкретических представлений. Орнамент русской вышивки отражал "лишь частицу древнего язычества, наименее опасную для господствующей религии и наиболее близкую земледельцу".

Русские земледельческие обряды XVIII-начала XX в., устное поэтическое творчество дают немало ценных сведении для освещения семантики орнамента. Праздники, связанные с земледельческим календарем, приурочивались главным образом к дням солнцеворотов и равноденствий: зимой - святки, масленица, летом - день Ивана Купалы. Особенно много праздников весной - в период весеннего пробуждения природы: семик, троица, похороны (или вождение) русалки, Костромы, Ярилы, кукушки и т.д. Весь годовой цикл земледельческих праздников, при всем их различии, содержал много сходных и даже тождественных моментов, Весенне-летние игрища, наиболее развитые, были главным образом женскими праздниками, хотя в них участвовали и мужчины (нередко переодетые в женское платье). Основному образу обрядов - троицы, русальной недели, масленицы, коляды - придавались антропоморфные (чаще всего женские) черты.

Центральным моментом многих обрядов являлось обряживание дерева (чаще всего березы) в женское платье или изготовление куклы-чучела из растительных материалов (тростника, соломы), похороны ее: бросание в воду, в ржаное поле или сжигание. Древнюю основу обрядовых похорон куклы (иногда живого человека), птицы, коня исследователи справедлива возводят к представлениям об умирающем и воскресающем божестве растительности. Не случайно женская масленичная кукла в Калужском крае представлялась "молодой", с подчеркнутыми женскими формами, символизирующими ее плодоносящее начало. Действия и песни, сопровождавшие похороны русалки, Костромы, подчеркивали их аграрно-магическое значение. В них выступала идея плодородия земли и человека. Эротический элемент в той или иной форме в них обычно также присутствовал.

Для раскрытия семантики архаических сюжетов орнамента существенны и детали обрядов. Было в обычае украшать чучело и участников ветками растений. Велика роль дерева (особенно в весенне-летних обрядах), а также воды. Действие обычно происходило у источника, в воду бросали ветки, венки, а часто и само чучело. Связь с солнцем, огнем выражена в движении "посолонь", сжигании колеса, разжигании костра и т.д. Живительная и очистительная сила воды, солнца и растений выступает весьма четко.

Важную роль в обрядах играл конь. По фольклорным материалам, женские антропоморфные образы связаны с конями. В песне из Муромского у. Владимирской губ. есть обращение к Костроме: "Твои кони вороные во поле ночуют". В песне из Псковской губ. говорится: "...наша масленица годовая..."; "усе на комонях разъезжаить..."; "чтобы кони были вороные, чтобы слуги были молодые".

Весьма архаичная форма обряда вождение русалки, в котором конь со всадником олицетворяет собой русалку, на коне (его представляли двое людей) сидел вожак - мужчина, переодетый в женское платье, с имитацией женских форм, в маске. Иногда коня делали из дерева, соломы, использовали для головы конский череп, украшая его ветками и лентами. В одном из вариантов этого обряда на сооруженного коня сажали мальчика, процессия двигалась по улицам, а затем коня бросали в рожь. Женщины, сопровождая коня-русалку, "играли леля" и плясали. Торжественное ведение коня под узцы в пережиточной форме напоминало ритуальное шествие.

Конь играл большую роль и в других обрядах аграрного цикла. Существовало игровое действо "кобылка", "водить кобылку" на масленицу и позднее. Известен обычай ряженья конем, кобылой на святках: конь был первой маской среди других анималистических образов святочных игрищ. Он же один из главных персонажей хороводных игр и песен аграрно-продуцирующего характера: "А мы просо сеяли", "Уродися ленок" и др.

Сходство обрядов и их участников с сюжетами и персонажами вышивки чрезвычайно велико. И в тех и в других отражена языческая магическо-заклинательная символика плодородия - почетание женского плодоносящего начала, солнца, воды, растительности.

При всем большом сходстве образов продуцирующих обрядов и сопутствующей им поэзии с мотивами орнамента между ними есть немалые различия. В вышивке, в образцах, сохранивших наиболее полно древнюю иконографию, четко выражена подчиненность всех персонажей центральной фигуре, от которой зависит расположение других фигур. Она покровительствует им, оберегает, приносит благо, дарует птицу - символ тепла и света - или растение. Русские календарные праздники отражают более древнюю стадию антропоморфизации религиозных представлений, "они возникли до того, как развились дифференцированные представления о божествах".

Наибольшее развитие весенне-летняя обрядность получила в южнорусских губерниях, меньшее - в северных. Есть сведения о том, что на Севере пели коляду, жгли масленицу, прощались с весной, но здесь эти обряды сохранились в редуцированном виде. В крайних северных областях население не знает обычая похорон русалки. Русалка-берегиня на Севере связана с водной стихией. Образ ее - в виде женщины с рыбьим хвостом - отличен от южнорусских и украинских представлений о русалке как духе растительности, полей и урожая.

Сравнительно яснее на северо-западе выступает празднование дня Ивана Купалы. В д. Остречье Каргопольского у. к этому дню изготовляли чучело из соломы, одевали его в женскую рубаху, украшали цветами и венками. Самая красивая девушка в деревне прыгала с ним через костер, зажженный от "живого" огня (добытого трением). За ней прыгали остальные девицы и парни. В этот день рыболовы "сговаривались" с водой, охотники - с лесом, а девушки - с парнями. К этому дню приурочивались сбор трав, искание кладов и т.д. На заре девушки купались.

Аграрная обрядность была очень развита в XIX в. в южнорусских и среднерусских губерниях и только частично в севернорусских, а распространение архаических лицевых вышивок охватывало в основном северо-западную часть Европейской России. Таким образом, эти два ареала совпадают лишь где-то в отдельных областях. Сохранение развитой аграрной обрядности определялось многими причинами. Вероятно, немалую роль в этом сыграло большее значение и развитие земледелия в южных губерниях по сравнению с северными, а также длительное сохранение на юге крепостнических пережитков.

Промысловые и торговые северные области (население которых почти не знало крепостного права) были экономически развитыми областями Русского государства до XVII в. включительно и лишь позднее оказались в стороне от основных центров интенсивной общественной жизни. Календарные обряды на Севере имели несколько иной - аграрно-скотоводческий, а отчасти промысловый характер и сопровождались жертвоприношениями животного (быка, барана), общественной варкой мяса и трапезой. Действия эти, приуроченные к датам православного календаря, совершались у источника, в роще или у дерева, почитавшихся как священные.

Женские братчины устраивали на "бабий день", или "бабий праздник", который отмечали ижоры Петербургской губ., русские Псковской губ. и других мест. Изображение "бабы", как называли на Псковщине узор на полотенцах, по-видимому, был связан и с этим праздником, который отмечался весной. Сущность его, по словам исследовательницы, заключалась в обеспечении плодородного года. Братчинный пир на празднике был замкнутым (пастух - единственный мужчина, допускавшийся на пир) и носил оргийный характер.

Религиозные представления крестьян Севера складывались в процессе адаптации славянами чудского населения и впитали некоторые местные мифологические представления. Культ деревьев, камней и источников был известен в той или иной степени по всей России, но особенно долго он держался на Севере, что, по-видимому, объясняется влиянием адаптированных чудских групп. Не случайно в церковном послании (первой половины XVI в.) особо подчеркивалась необходимость искоренения язычества "по чюдским и ижорским местом".

Только население Севера сохранило имя женского восточнославянского божества - Мокоши, о котором упоминается в летописи. Мокошь считалась покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и женских работ. Мокуша, как говорили в Олонецком крае, великим постом якобы обходила дома, беспокоила прядущих женщин; в качестве жертвы при стрижке овец ей оставляли по клочку шерсти и т.д. Именем Мокоша в Череповецком у. назывался дух в образе женщины (с большой головой и длинными руками), прядущей по ночам. Функции Мокоши XIX в. очень ограничены по сравнению с предыдущими веками, и она из покровительницы превратилась в злобное существо.

В селениях по Пинеге сохранялось представление о благожелательном существе - доможирихе - покровительнице домашнего очага. Живя под полом, она как бы охраняла дом, скот и покровительствовала женским работам, особенно прядению и ткачеству. По рассказам жительниц, домо-жириха предсказывала смерть кого-либо из членов семьи жалобным плачем, "а как дому прибыток будё, уж тут доможириха хлопочет и скотину пригладит и у кроснах сидит".

Интересно скульптурное изображение покровительницы прядения - "бабы кислогубой", или "тети Ани", из д. Горки (б. Кирилловского у.). Эту скульптуру, одетую в крестьянское платье (сарафан, платок и т.д.), ставили в передний угол избы, в которой собирались девушки на рождественские посиделки для прядения. К ней обращались со словами о помощи в работе. Покровительницей прядения и ткачества (в православии) считалась Параскева Пятница.

Земля, в представлении русских крестьян, имела некоторые антропоморфные черты. Само выражение "кормилица-мать сыра земля", обращение к ней, как к существу одухотворенному, говорит об этом. Крестьяне отмечали день именин земли, когда нельзя было ее тревожить (пахать, копать и т.д.). Нарушивший этот запрет навлекал на себя беды. Другие обычаи также свидетельствуют о почитании земли, о помощи ее в болезнях. Термин "сыра" указывает на ее неразрывную связь с водой. Связана она и с растительностью: травы, цветы, кусты и деревья назывались "волосами" земли.

Языческая символика орнаментальных композиций, изображающих древние русалии (XI-XII вв.) и насыщенных корнями, семенами и растениями в соединении с идеограммой воды, "можно сказать графически выражала ту идею, которая вложена в слово "мать сыра земля". Отражение этого образа можно найти в вышивке: женская фигура с птицами в поднятых руках, объединена с деревом, произрастающим внутри нее, и с водой - нижний ярус вышивки (на платье женщины) включено изображение воды в виде зубчатой линии. Город-чатая, зубчатая или более плавная волнистая линия в вышивках нередко являлась графическим символом воды. По ней плывут ладьи-птицы. Иногда эта линия проходит под чертой, представляющей землю, почву, на которой растут кусты, трава, располагаются птицы и животные.

Традиция изображения воды зубчатой или волнообразной линией прослеживается в искусстве Севера начиная с эпохи неолита.Также показывается вода в бытовых сюжетах вышивки, где она нередко сочетается с изображениями рыб, кораблей, лодок. Вертикальная волнистая линия символизировала дождь.

В центральном женском персонаже орнамента северной вышивки, как бы его ни называли (мать-сыра земля, великая мать природы, берегиня, рожаница, Мокошь), несомненно, изображалось божество, "в котором воплощались представления о земле рождающей и о женщине, продолжающей род".

Мотив великой богини с мужским спутником широко известен в мифологии и иконографии древних земледельческих культур Средиземноморья, Малой Азии и Кавказа. Культ великой богини играл немалую роль в религии скифских племен Причерноморья и Поднепровья. Не чужд ее образ был и другим народам Восточной Европы.

Наследницей славянского женского языческого божества, как показали исследователи (С.В.Максимов, Н.В.Малицкий, В.И.Чичеров и др.), была Параскева Пятница, почитавшаяся в древнем Новгороде и на Севере. Образ Параскевы и Николы северные мастера воплощали в деревянной скульптуре (изваяния из дерева были менее приняты для других представителей православного пантеона). С.В.Максимов видел в этом традицию язычества - использование "готовых форм старой веры". В.И.Чечеров на основании большого этнографического материала показал слияние образа Параскевы с богородицей в народном представлении. Они выступали как заступницы женщин, исцелительницы от болезней людей, скота. Вместе с тем их образы неразрывно связывались с почитанием земли и влаги. В культе Параскевы-богородицы обнаруживаются контуры языческого женского божества - подательницы земных благ. Изображение его не случайно так устойчиво в орнаменте рубах, передников, головных уборов просватанной девушки, невесты, молодой женщины в первые годы замужества. Символика плодородия некоторых мотивов, видимо, долго, в отдельных местах вплоть до начала XIX в., сохранялась в народном представлении.

Крестьянка, жизнь которой была ограничена семейно-хозяйственными интересами, была хранительницей древних представлений и образов, отражавшихся в области женского искусства - вышивке.

Изображения женского персонажа в вышивке различны по своей иконографии. Наблюдается устойчивость антропоморфного изображения с рогами, что вряд ли является результатом свободного варьирования орнамента вышивальщицами. Головные уборы русских (и восточных славян в целом) отражали определенные религиозные представления. На сходство русских сорок и кокошников с птицей и кичек с рогами коровы неоднократно указывалось в этнографической литературе. Рогатую кичку носили молодые замужние женщины, меняя ее в старости на безрогую. Отсюда можно заключить, что рога были связаны с производительным периодом в жизни женщин. По народным представлениям, они содействовали плодородию и благополучию семьи. Простоволосая женщина вызывала гнев домового (покровителя дома, семьи), падеж скота, неурожай хлеба и болезни людей.

Археологические и этнографические параллели показывают, что женский персонаж с рогами в русской вышивке не уникальное явление в искусстве. Рогатые божества плодородия в женском (иногда в мужском) облике нередки в древнем изобразительном искусстве Востока, Египта, малоазийском, греческом, кавказском и связаны с развитым аграрным культом, культом быка и коровы.

Почитание дикого быка - тура (и турицы) в Древней Руси, а затем культовая роль домашнего быка у русских (в частности, на северных братчинах) были выражены вполне определенно. Следы культа быка обнаружены в Новгороде X в. "Скотний" бог Белее особенно почитался у новгородцев и в Ростовской земле. Позднее его роль - покровителя скота перешла к Власию, изображавшемуся на иконах с рогатым скотом. Функцией покровительницы скота была наделена и древняя Мокошь. Значение коровы как символа плодородия выявляется на белорусском фольклорном материале. Примечательно выпекание "рогатого коровая" на белорусской свадьбе.

Антропоморфные существа в позе лягушки также, по-видимому, были связаны с магией плодородия. Такое значение подобных фигур выявляется по этнографическим данным (у народов Австралии, Америки). В наскальных рисунках Карелии и Сибири эти мотивы выражены достаточно реалистически, представляя позу родящих женщин. Не исключено, что изображения в русской вышивке XVIII-XIX вв., стилистически далекие от наскальных рисунков, являются все же отзвуками древних представлений, сущность которых была забыта, но, возможно, сохранялось еще их значение благопожеланий. Примечательно, что эти мотивы отмечены на женской одежде, простыне и полотенцах (игравших большую роль в свадебной и родильной обрядности).

Женские изображения в вышивке, у которых руки как бы превращены в гребни для расчесывания льна (или шерсти), представленные чаще всего в виде фриза, могут быть сопоставимы (как это полагал и Л.А.Динцес) с образом покровительницы прядения и ткачества, о которой сохранялись представления в северных областях в XIX и даже в начале XX в.

В вышивке нашла отражение и аграрная обрядность. Ряд женских фигур (не отмеченных особыми знаками) с ветками в руках, представленных орнаментально, возможно, изображает весеннее празднество. Эта тема, несомненно, интересовала вышивальщиц. Так, например, вышивка на полотенце из Весьегонского у. второй половины-конца XIX в. вполне реалистически изображает троицкую обрядность: березку и идущих к ней девушек с ветками в руках. Разница в узорах древнего извода и более позднего велика. Первый (вышит двусторонним швом) выполнен в условной, обобщенной манере, второй (вышит тамбуром и гладью) реалистичен (есть даже такие детали, как венки, в виде овалов и кружков).

Видимо, также с обрядностью связан распространенный мотив из ряда женских фигур с ветками или светильниками в руках - кумушки, кумки со свечами. Обычай кумления приурочивался к семику или троице; некоторые аналогии изображениям кумки со свечами имеются в описании обряда похорон русалки, когда участницы его - женщины-песенницы сопровождали русалку с самодельными "свечами", сделанными из тростника или веток полыни.

Вопрос о происхождении фигур всадниц (вместо всадников) по сторонам центральной женской фигуры или дерева нуждается в дальнейшем исследовании. Как одно из возможных решений этого вопроса укажу на древний обычай перемены пола - переодевание мужчин в женское платье при выполнении жреческих функций. В пережиточной форме он бытовал еще в XIX в. у народов Севера и Поволжья. Т.А.Крюкова, отметившая это явление в южнорусском обряде вождения русалки, писала: "Вожак - мужчина в женской поневе - в русальском наряде является персонажем весьма архаичным".

Мужские персонажи в лицевых вышивках нередко занимают основное место в узоре. Всадник со всеми знаками, отмечающими его причастность к божествам, также связан с аграрно-скотоводческим культом. Обращенный к какому-то высшему существу, он является как бы защитником людей и животных, мелкими фигурками изображенных в узоре.

Архаический образ всадника на конях, слитых корпусами, с руками в подчеркнуто благословляющем жесте, с лучистым нимбом вокруг головы, возможно, является отголоском древнего солярного образа.

"Пешие" ряды мужских фигур (человечки в шапках) напоминают слова Калевалы о "лесном народе", хозяевах леса. Представления о хозяевах леса и воды были распространены у русских на Севере - в краю лесов и озер - и сохранялись у населения до начала XX в. Как и у соседних карелов, эти хозяева представлялись многосемейными.

Можно предположить, что ряды стоящих мужских фигур и единичные "проросшие" мужские фигуры в вышивке связаны с образами низшей мифологии, которые включались в вышивку на протяжении ее многовековой жизни. В свете этих предположений становится более понятным название "лешаки", которым именовали антропоморфные фигуры в онежской вышивке. Очевидно, первоначальное значение их было забыто и затем заново осмыслено.

Что касается узоров, где представлены ряд мужских и ряд женских фигур, то они напоминают хороводные игры, когда девушки и парни разделялись на две партии, выступая поочередно, как, например, в хороводной песне "А мы просо сеяли", носившей когда-то аграрно-продуцирующий характер.

Термин "паньи" для женских фигур в вышивке мог быть синонимом "барыни", но возможно и другое объяснение. Он сопоставляется со словом "панки" - так назывались в Архангельской губ. куклы, грубо вырезанные из дерева, схематично изображающие человека (нередко с выявленными женскими признаками), а также со словом "паны", известным на Севере в значении предков, которых поминали в определенные дни. Если вспомнить о важной функции полотенца - его роли в похоронных и поминальны.

Как свидетельствует практика и экспериментальные исследования, пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действительностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Пространство впереди и справа связаны с будущим периодом и действенностью, активностью. Лист бумаги является двумерной проекцией этого пространства.

На листе (модели пространства) левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) и верх - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины вертикально поставленного листа бумаги. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, неудовлетворенность собственным положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Повышение положения рисунка на листе бумаги коррелирует со стремлением соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Положение рисунка в нижней части листа - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нере­шительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную коннотацию по оппозициям «пассивность – деятельность», «внутреннее – внешнее», «прошлое – будущее». Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас.

Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных оппозиций.

Ориентация головы и тела.

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятель­ности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (даже если и не доводится до конца). Испытуемый настроен на реализацию своих тенденций, установок и намерений.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размыш­лениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть за­мыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко это также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Ва­риант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно.) Это также может быть связано с отсутствием притязаний на самоутверждение в сфере внешне-преобразовательной деятельности, отсутствием склонности к доминированию, с фиксацией на какой-либо ситуации в прошлом.

Положение "анфас" (т.е. голова направлена на рисовавшего), может трактоваться как эгоцентризм. Такое положение часто бывает сходно по значению в отношении описанных параметров уровня притязаний с поворотом влево. Иногда оно трактуется как прямота, бескомпромиссность, сформировавшиеся как реакция на глубинное чувство незащищенности.

Сдвиг вправо рисунка может свидетельствовать об акцентировании будущего, мужских черт характера, стремлении к контролю над ситуацией, ориентации на окружающих, экстраверсии.

Сильный сдвиг вправо наблюдается достаточно редко и может быть связан с «бунтарством», неподчинением.

Сдвиг рисунка влево имеет противоположное значение. Это акцентирование прошлого, нежелание участвовать в ситуации, склонность к принятию вины и ответственности на себя, застенчивость, интроверсия. Преобладают интропунитивные реакции, снижается уровень внешне-направленной агрессивности и реактивности.

Двух (и более) головные животные и «тяни-толкай» рассматриваются как выражение противоречивых тенденций, рассматриваются как выражение противоречивых тенденций.

Необходимо также осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги, а также к рисункам, выходящим за срез листа: они могут не подчиняться указанным семантическим закономерностям. Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию), избеганию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний (актуальным и идеальным образом «Я»). Эти рисунки также могут не подчиняться общим семантическим закономерностям.

Обобщая, можно сказать, что проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть метафорически охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего оно символизирует социальную среду в различных ее аспектах (ценностном, объектном, коммуникативном, временном, эмоциональном и т.д.). В плане интерпретации эти аспекты играют роль контекстных рамок, ограничивающих многозначность образа.

К ряду интерпретационных приемов работы с пространством относится обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например: шаткость – устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.). Можно попытаться представить, куда двинется животное, если его «открепить» от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте. Попытаться определить, насколько однозначен или противоречив рисунок движения животного (например, одна часть фигуры движется в одном направлении, а другая – этому препятствует, либо движется в противоположном направлении).

Б. Графологические аспекты интерпретации.

Здесь можно выделить два аспекта анализа:

    Уровень наличных технических средств воплощения образа в графике (анализ характеристик идеомоторного акта).

    Пространственно-символический аспект.

Анализ линии относится к первому выделенному аспекту.

Для нормы характерна уверенная линия со средним равномерным нажимом и четкими соединениями.

Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающих друг друга линий, несоединенные углы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость. (Рисункам невротиков также бывает свойственно отклонение от вертикали, «касающиеся рисунки», недорисованные конечности, незаконченность или непомерное увеличение кистей и стоп.)

Характер линии служит одним из индикаторов общей энергии. Слабая паутинообразная линия ("возит каран­дашом по бумаге", не нажимая на него) является признаком экономии энергии, астенизации, снижения общего тонуса. (При пониженном фоне настроения встречается достаточно редко и сочетается с экономией линий и деталей.)

Обратный же характер линий (жирная с нажимом) не является полярным: это не энергия, а следствие увеличения тонуса мускулатуры в связи с тревожностью. Сле­дует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая генерализованная тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен с увеличением нажима, т.е. к чему привязана тревога (например, верхний «шип»). О повышении тревожности также говорит наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей.

Направление линии и характер контура анализируются во втором аспекте.

«Падающие линии» и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии. «Поднимающиеся линии», преобладание движения снизу вверх направо – хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивности.

Контур фигуры традиционно трактуется как граница Я и социума, символизируемого окружающим пространством. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание сообщать о себе сведения окружающим, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки дают ограниченное количество информации о себе.

Контур фигуры анализируется по наличию или отсутствию выступов типа шипов, панцирей, игл, прорисовки и затемнения линии контура. Это – защита от окружающих: агрессия, если она выполнена в острых углах; страх и тревога, если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; опасение и подозрительность, если поставлены щиты, "засло­ны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соот­ветственно пространственному расположению.

Верхний контур фи­гуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность на­ложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. про­тив старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, ру­ководителей. Нижний контур - защита против насмешек, непризна­ния, отсутствия авторитета, т.е. против нижестоящих, подчиненных, младших, боязнь осуждения.

Боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в раз­ных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы.

Контур может также рассматриваться как «оболочка», символ контроля со стороны Я за собственной аффективностью, ее проявлением вовне. Укрупненные рисунки могут свидетельствовать о повышении аффекта, эгоцентризме, придавании большого значения собственной персоне. При этом следует учитывать, что дети рисуют крупнее взрослых, девочки – крупнее мальчиков. Мелкие рисунки – наличие депрессии, подавленность, угнетенность, повышенный самоконтроль.

Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура является показателем хорошего контроля аффективности. В случае повышенной возбудимости, плохой контролируемости аффективных проявлений по интенсивности появляются рисунки с плохо пристыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контура, создающими впечатление «разрывания» оболочки изнутри наружу. Ощущение ригидности, хрупкости оболочки при отсутствии теплоты в общем впечатлении от рисунка может являться признаком длительно подавляемой эмоциональности, либо нивелирования, уплощения эмоциональной сферы.

Задание 1. Определите, что это за принцип.

Задание 2. К какой группе вы бы отнесли каждое из следующих слов:
голый, живой, колонна, мертвый, остров, слепой, сфера, часовой ?

Задание 3. К какой группе вы бы отнесли слово месяц ?


Подсказка 1

Попробуйте приставить к этим словам слева некоторую общую часть.

Решение

На картинках в таблице схематически изображены разные соотношения «части и целого». Нагляднее всего картинка в первой строке, где закрашена ровно половина круга. Если связать это соображение с тем фактом, что в первой строке дано как раз слово круг , можно догадаться, что речь идёт о разных значениях форманта пол(у)- . Действительно, полукруг и полкило - это ровно половина круга и половина килограмма соответственно. Но не всегда всё так просто.

Полдень и полночь - не половина дня и половина ночи (эти значения выражаются словами полдня и полно чи ), а середина дня и ночи соответственно (сравним английские слова midday и midnight ). На картинке это значение изображено как центр окружности. Полуграмотными обычно называют не тех, кто выучил ровно половину алфавита, а малограмотных, тех, кто почти неграмотен; полуодетыми - тех, кто почти не одет. На соответствующей картинке закрашена лишь четверть круга. Наконец, полузабытый - это не забытый наполовину, а почти полностьюзабытый; полутьма бывает не в комнате, где горит лишь половина лампочек, а там, где почти ничего не видно. Поэтому и на картинке закрашено три четверти круга.

Задание 1. Соответствия картинок и значений пол(у) -:

Теперь попробуем распределить по группам слова из Задания 2.

Рассмотрим сначала существительные. Проще всего со словом полусфера - это действительно ровно половина сферы: . Полуколонна - это полукруглая колонна, выступающая из плоскости стены на половину диаметра: . С полуостровом чуть труднее. Ясно, что половину никакого острова так не называют. Поскольку остров - часть суши, со всех сторон окружённая водой, а полуостров омывается водой с трёх из четырёх сторон, логичнее всего считать, что здесь полу- означает ‘почти’: (хотя это всё-таки не совсем тот случай, что в словах полузабытый или полутьма ; см. чуть подробнее в Послесловии).

Теперь разберёмся с прилагательными. Как видим, в сочетании с ними полу- означает то ‘почти’, то ‘почти не’. Полуголый - это синоним слова полуодетый , то есть тот, кто почти гол, на ком надето существенно меньше, чем нужно: . Полуживой - тот, кто еле жив, почти мёртв: . Полумёртвый - синоним слова полуживой : . Полуслепой - тот, кто почти ничего не видит, почти слепой: . Осталось слово часовой. Заметим, что прилагательное получасовой имеет два значения. Первое означает ‘длящийся полчаса’: получасовой семинар в два раза короче часового. Но есть ещё одно, гораздо более редкое и специальное значение: ‘такой, который происходит в середине часа’. Так, например, на некоторых радиостанциях называют программу новостей, выходящую в 0:30, 1:30, 2:30 и т. д. Получается, что слово получасовой в зависимости от значения можно отнести к двум группам: и .

Сведём ответы в таблицу.

Задание 2.

Задание 3.

Слово полумесяц интересно тем, что оно синонимично слову месяц . Получается, что в этом слове полу- как будто ничего и не означает. На картинке это можно было бы обозначить как . Такие казусы в языке иногда встречаются: можно вспомнить пары синонимов истовый и неистовый , ценный и бесценный или украинские хай и нехай , которые оба обозначают ‘пусть’.

Послесловие

Когда занимаешься семантикой естественного языка, то часто с восхищением обнаруживаешь, насколько сложно устроены значения языковых единиц, внешне вроде бы вполне ясных и прозрачных. К таким единицам относится и словообразовательный формант полу -.

В современном русском языке слова на полу- весьма распространены. Только в словарях их несколько сотен (в Малом академическом словаре русского языка около двухсот), но в реальных текстах их значительно больше: даже в небольшом корпусе нашлось 1500 разных слов на полу- . Почти половина из них - прилагательные, около 40% - существительные, 7% - глаголы (например, полулежать, полуобнять ) и 5% - наречия (например, полувопросительно, полувсерьёз ). Список этих слов распадается на три неравные группы.

Во-первых, можно сказать (около ) полуведра , (не более) полугода и т п. Такие слова представляют интерес для грамматики (не вполне ясно, как у них выглядит форма именительного падежа и есть ли она вообще), но с точки зрения смысла в них нет ничего особенного: полу- здесь означает ‘половина’.

Чаще встречается «парное» полу- . Например: Полупечальное, полунасмешливое выражение промелькнуло у него на лице (И. С. Тургенев). Вспомним и эпиграмму Пушкина: Полу-милорд, полу-купец, / Полу-мудрец, полу-невежда, / Полу-подлец, но есть надежда, / Что будет полным наконец. Такое полу- имеет значение, сходное со значениями парных союзов то ли... то ли, не то... не то : В славянском языческом фольклоре был такой разряд мифологических существ: двоедушники. Полулюди-полунелюди. Полу-"нормальные" - полу-"другие" («Новый Мир»). Его можно присоединять к любым словам и даже к словосочетаниям.

Но самоеинтересное - это изолированные, непарные употребления слов на полу- ; они-то и встречаются чаще всего. Оказывается, такое полу- имеет несколько весьма несхожих и даже иногда противоположных значений.

Как ни странно, тривиальное значение ‘половина чего-либо’ для полу- очень нетипично. Оно обычно встречается в терминах - названиях фигур (полукруг, полуокружность, полукольцо ), единиц измерения (полуакр, полуаршин ), денежных единиц: полузолотник, полуимпериал, полупенсовик и т. п. В большинстве же случаев ситуация сложнее и интереснее.

Вспомним шутку про двух антрепренёров: оптимиста (который радуется, что его театр наполовину полон) и пессимиста (который сетует, что его театр наполовину пуст). Но означает ли слово полупустой ‘наполовину пустой’? Посмотрим примеры: Концертные залы провинциальных городов обычно полупустые, если только не ожидают столичной знаменитости. То же самое с провинциальными оперными театрами, где почти всегда на сцене гораздо больше народу, чем в зрительном зале (Г. Вишневская); В полупустой квартире (Клавка и Ривка умудрились вывезти из нее все что можно!) на кухне шла Большая Мужская Пьянка (В. Кунин); Привела его в маленькую полупустую комнату с голыми стенами, стояли там только обшарпанный канцелярский стол без тумбочек, покрытый зеленым, в чернильных пятнах листом бумаги, и три стула (А. Рыбаков). Хорошо видно, что прилагательное полупустой в этих примерах означает не ‘наполовину пустой’, а, скорее, ‘гораздо более пустой, чем полный’, ‘почти пустой’ (см. рис. 2). Такое значение у прилагательного полупустой выделяют и словари.

Оказывается, это отнюдь не случайность. Значение ‘почти’ полу- выражает в таких словах, как полубезумный, полудикий, полузабытый, полуистлевший, полунищенский, полуобвалившийся, полупьяный, полуразбитый и во многих других. Но не менее часто полу- имеет прямо противоположное значение!

Рассмотрим, скажем, пару прилагательных полуголый и полуодетый , которые встретились в задаче. Первое из них, как мы помним, означает ‘почти голый’: Потом мелькнули дощатые крыши раздевалок и открылся берег, на котором неподвижно лежали сотни полуголых тел (В. Пелевин). Казалось бы, по законам симметрии прилагательное полуодетый должно было бы означать ‘почти одетый’. Однако это совсем не так. Оказывается, что полуодетый всегда означает ‘одетый меньше нормы, почти не одетый’! Ср.: Почти в каждом окне, чередуясь с трехцветными полосами флагов, торчали полуодетые женщины, показывая голые плечи, груди, цинически перекликаясь из окна в окно (М. Горький).

Существуют и другие пары антонимов, которые в соединении с полу- образуют синонимы: полуживой и полумёртвый (оба означают ‘почти мёртвый’), полузаконный и полупреступный (‘почти преступный’), полулегальный и полуподпольный (‘почти нелегальный’), полуизвестный и полузабытый (‘почти забытый’) и т. п. Можно ещё привести такой пример - полулюди (‘почти не люди’) и полузвери (‘почти звери’): А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей (О. Мандельштам) и Полузвери, сумасшедшие дикари (А. и Б. Стругацкие).

Вот что при этом особенно интересно: синонимия в таких случаях достигается не за счет того, что оба слова указывают на середину некоторой шкалы, как в той шутке про антрепренёров, - а за счет того, что полу- в этих случаях имеет два противоположных значения - ‘почти’ и ‘почти не’. Получается, оба слова на такой шкале сдвинуты к одному полюсу (например, к полюсу «неодетости» в случае полуголый и полуодетый ).

Есть и «непарные» слова, где полу- имеет значение ‘почти не’: полуобразованный, полузнакомый, полупрофессиональный и т. п. Вот яркий пример, где слово полуграмотный означает ‘почти неграмотный’: Желая возродить науки, -- этот полуграмотный варвар (до конца дней своих он, несмотря на постоянные упражнения, так и не научился писать) объединил вокруг себя образованнейших людей того времени (Й. Хейзинга). Если человек (пусть даже это Карл Великий) не научился писать, считать, что он стал наполовину грамотным, было бы странно.

Почему же полу- означает то ‘почти’, то ‘почти не’? Это в значительной мере связано с оценкой , которая входит в значение исходного слова. Слова, в значении которых содержится отрицательная оценка, при сочетании с полу- тяготеют к первой группе (значение ‘почти’); слова же, в значении которых содержится положительная оценка, при сочетании с полу- тяготеют ко второй группе (значение ‘почти не’). И в самом деле: попробуйте приставить полу- к «отрицательным» словам безумный, бредовый, воровской, дикий, издевательский, мёртвый и к «положительным» словам грамотный, живой, законный, пристойный, образованный .

Есть у полу- и ещё значения. Вот, например: Какие-то тупые все, покорные, полубрёвна! Кроме Азовкина здесь, видимо, никто не страдает по-настоящему (А. Солженицын). Слово полубревно здесь не означает ни ‘половина бревна’, ни ‘почти бревно’, ни ‘почти не бревно’. Скорее оно означает ‘как бы бревно’, то есть полу- здесь имеет метафорическую функцию. Вспомним ещё Блистательна, полувоздушна, / Смычку волшебному послушна, / Толпою нимф окружена, / Стоит Истомина (А. С. Пушкин). Это значение близко к значению ‘почти’, но всё-таки иное: в первом случае полу- чаще сочетается с «градуируемыми» словами (описывающими измеримые величины), указывая на высокую степень признака, а во втором - с «неградуируемыми» (невозможно измерить степень «воздушности» или «бревноподобия»).

Особое значение полу- встречается в таких терминах, как полужёсткий, полумягкий, полужирный, полукустарник, полупроводник, полупроницаемый, полупустыня . В этих случаях полу - указывает на промежуточное положение в классификации или среднее значение некоторого признака. Примерно так же устроено и слово полуостров , встретившееся в задаче. Вот ещё любопытный пример: В известные часы все три барышни с m-lle Linon подъезжали в коляске к Тверскому бульвару в своих атласных шубках - Долли в длинной, Натали в полудлинной, а Кити в совершенно короткой (Л. Н. Толстой). Такое значение замечательно обыгрывает Гоголь в «Мёртвых душах»: Не бравшие, бравшие, кривившие душой, полукривившие и вовсе не кривившие - все не без волненья и беспокойства ожидали выхода генерала . А в записях русской разговорной речи (бесценный материал для лингвиста!) попался такой пример: Стоит стул, ну какие-то у нее принадлежности там туалета, причем она в такой полуночной рубашке . Здесь явно имелась в виду не полу"ночная рубашка , а полуночна"я рубашка (то есть предмет одежды, чем-то напоминающий ночную рубашку, а чем-то от неё отличающийся).

Кстати, в наименованиях одежды и сходных с ней предметов полу- имеет и ещё одно, очень редкое значение ‘более короткий , чем обозначаемый исходным словом’: полуботинки, полусапожки, полупальто, полуплащ, полумаска, полушубок (см. рис. 3, 4).

И, наконец, вспомним ещё раз то удивительное «пустое» значение, которое полу- , по-видимому, имеет в русском языке лишь в одном случае - в слове полумесяц , синонимичном исходному слову месяц . Так, конечно, было не всегда. Раньше словом месяц называли и полную луну: Светит месяц, светит ясный, светит полная луна. Но в современном русском языке обычно луна круглая, а месяц - серповидный.

Таким образом, значения полу- варьируются от «почти не Х » до «ровно то же самое, что X »:

‘Не X’ → ‘почти не X’ (полуграмотный ) → ‘половина X-а’ (полукруг ) → ‘почти X’ (полудикий ) → ‘X’ (полумесяц )

Литература:
1) А. В. Зеленин. Префикс пол- / полу- // Язык русской эмигрантской прессы (1919–1939) . Тампере, 200, с. 200–202.
2) Б. Л. Иомдин. Семантика русской приставки ПОЛУ- // Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции (Москва, 8–10 июня 2002 г.) . М., ИРЯ РАН, 2003, с. 109–113.
3) Г. А. Качевская. К истории сложных существительных с ПОЛ- и ПОЛУ- в русском языке // Вопросы теории и истории языка. Сб. ст., посвященный памяти Б. А. Ларина. Л., 1969. С. 322–329.
4) И. А. Мельчук. О числительном ПОЛ 1 // Русский язык в модели «Смысл <=> Текст» . М.; Вена, 1995. С. 363–371.
5) О. Меркулова. Конфіксальні іменники з препозитивним елементом пол(ъ)-/полу- в українській мові XI-XVIII століть // Вісник Львів. ун-ту. Серія філол. 2004. Вип. 34. Ч. ІІ. С. 84–92.

Задача опубликована в статье:
Б. Л. Иомдин. Корпус текстов как лингвистический Клондайк. Разработка семантических приисков. Конспект семинаров // Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2007-2008. М.: МЦНМО, 2009, c. 142-157.

В Сети появилось несколько вариантов салона обновленной Lada Vesta. Изображения в одном из своих видео показал блогер VsyakoRazno . По информации его подписчика, который и прислал рендеры, эскизы были сделаны в рамках питерской закрытой презентации для дилеров АвтоВАЗа. На мероприятии проходило обсуждение проекта Lada Vesta 2020 модельного года.

Ранее "РГ" салон обновленной Lada Vesta, но изображение не отличалось четкостью, теперь же рендеры стали доступны в более высоком качестве.

Появилась возможность рассмотреть в деталях сразу два варианта исполнения интерьера. Первый выполнен в черно-оранжевом стиле, второй - в черно-бежевом. Стоит отметить, что это возможные варианты нового салона, которые дают общее представление об изменениях в будущей модернизации.

Lada Vesta после фейслифта получит полностью новые переднюю панель, дверные карты и центральный тоннель пола. Особенностью салона станет огромный "парящий" планшет мультимедийной системы, который объединен с блоком климатической установки. В нижней части центральной консоли предусмотрена большая ниша для смартфона (будет доступна опция беспроводной зарядки).

Изменен дизайн рычага механической коробки, а возле закрытой секции с подстаканниками, как на автомобилях классом выше, можно заметить кнопку электронного ручника и, предположительно, шайбу-селектор выбора режима движения Lada Ride Select. Сиденья и подлокотник остались прежними, зато руль изменился по дизайну и стал меньшего диаметра, комбинация приборов теперь с двумя колодцами и большим дисплеем бортового компьютера. Изменилась также форма дефлекторов, ручек открывания дверей и декоративных элементов.

Фото: скриншот с www.youtube.com

Помимо абсолютно нового интерьера, по канонам фейслифта Lada Vesta 2020 получит свежий экстерьер - новые бампера и решетку радиатора, иной рисунок передней оптики и задних фонарей, а также диски с измененным дизайном.

Появление модернизированной Lada Vesta Facelift ожидается в 2020-ом году, а не в следующем году, как об этом сообщалось ранее.

Напомним, в конце 2019 года Lada Vesta получит вариатор Jatco JF015E японского производства. Известно, что АвтоВАЗ активно ведет работы по проекту Lada Vesta FL, а это значит, что новая коробка дебютирует уже на фейслифтинговой модели.

К 2020-му году моторная гамма Vesta будет представлена тремя силовыми агрегатами, и таким же количеством коробок. Вазовские 1,6 и 1,8-литровые двигатели мощностью 106 и 122 л.с. соответственно никуда не денутся, к ним добавится 114-сильный "ниссановский" мотор HR16 объемом 1,6-литра. На выбор будет доступна 5-ступенчатая "механика" (МТ), а также "робот" (АМТ) и вариатор (CVT).

Напомним, серийное производство Lada Vesta стартовало в сентябре 2015 года на заводе "Lada Ижевск". На сегодняшний день семейство состоит из седана Vesta, универсала Vesta SW, их "кросс" модификаций, а также битопливной Vesta CNG. Ожидается появление "заряженных" и . В гамму двигателей входят два вазовских атмосферника объемом 1,6 и 1,8 л, первый развивает 106 л.с., второй - 122 л.с. Двигатели агрегатируются с 5-ступенчатой механической коробкой передач или автоматизированной механической трансмиссией.

Известно, что визуальные данные являются наиболее информативным источником для познания окружающего мира, поскольку все, что попадает в поле зрения, обрабатывается параллельно. Так, для описания одного конкретного предмета может потребоваться несколько предложений, имеющих последовательную форму построения, и потеря хотя бы одного из них или какого-либо значимого слова может исказить образ предмета. В то же время с помощью визуального представления данного предмета можно за долю секунды оценить все его основные признаки и сформировать правильный образ. Поэтому поиск визуальных данных, в частности изображений, может значительно расширить возможности поисковых систем и предоставить необходимую пользователю информацию не только в текстовом виде, но и в более простом и удобном для восприятия визуальном изображении.

Существует множество систем поиска изображений, использующих различные механизмы и имеющих широкие возможности. Наиболее часто применяемым является механизм поиска с использованием текстовой аннотации изображения, которую формирует сам пользователь, вводя описывающие изображение слова, либо применяются специальные алгоритмы аннотации по контекстному содержанию, в котором располагается изображение. Последний случай относится к таким источникам данных, как страницы в Интернете, Word-, PDF-документы и др.

Другой класс систем поиска изображений использует механизмы контентного поиска , который основан на извлечении особенностей изображения (цвет, текстура, форма, расположение) и записи их как набора признаков. Каждый признак хранится в виде конкретных числовых значений. Входными данными для поиска являются изображение, набросок, сделанный с помощью специальных средств или от руки, или конкретные признаки, которые предоставляются пользователю в форме списка.

В данной статье рассматривается еще один механизм поиска изображений, объединяющий возможности как текстового, так и контентного поиска. Преимуществом текстовой формы описания является возможность использования абстрактных понятий, обобщающих слов. Поэтому текстуальный поиск изображений позволяет искать целые классы изображений или объектов на них, что сложно реализовать, используя в качестве входа поисковой системы отдельные изображения, не обладающие обобщающей способностью.

Таким образом, поиск изображений по семантическим признакам использует в качестве входных данных текстовое описание, которое преобразуется в набор числовых признаков для дальнейшего применения методов контентного поиска.

Классификация способов поиска изображений

Как упоминалось ранее, механизмы поиска изображений можно разделить на два класса: текстовый и контентный . Более подробная классификация представлена на рисунке 1.

Из рисунка видно, что для текстового способа поиска применяют текстовую аннотацию и тематическое описание изображения. О текстовой аннотации уже достаточно подробно говорилось, тематическое описание по большей мере основано на классификации текстовой аннотации и предоставляется пользователю в виде списка возможных тем изображений. Следует отметить, что существуют системы, позволяющие соотнести изображение с определенной категорией с использованием методов контентного извлечения признаков . В основном такие системы определяют, присутствует ли на изображении человек, где сделан снимок: в открытом пространстве или в помещении.

Для осуществления контентного поиска, как правило, используют конкретные изображения, наброски, отдельные признаки, представленные в виде списка, и параметры изображения (размеры, цветное или монохромное и др.).

Введение в поиск изображений по семантическим признакам

Данный механизм поиска изображений можно охарактеризовать как комбинацию текстового и контентного поисков. Необходимо ввести определения основных понятий.

Семантический признак - признак, представленный в форме естественного языка. В данном случае под естественным языком подразумевается текстовое описание признака. Семантический признак может описывать цветовые, текстурные признаки, особенности формы, признаки отношения (например, положение, структура).

Семантика признаков - отношение между представлением признаков на естественном языке человека и в удобном для обработки электронно-вычислительными средствами виде.

Семантический признак связи - семантический признак, определяющий отношения между признаками, то есть взаимное расположение, структуру. Признаки, в свою очередь, бывают числовыми (или символьными) и семантическими.

Образ, или семантический объект, может быть четким или нечетким. Четкому образу соответствует определенный набор признаков с определенными отношениями между собой. Нечеткий образ - обобщение нескольких четких или неполный четкий.

Кроме того, можно выделить семантические признаки изображения, регионов изображения или объектов изображения.

Семантические признаки изображения описывают все изображение, которое представляется одним неделимым объектом без структурной декомпозиции вглубь, и все семантические признаки связи между признаками располагаются на одной плоскости.

Если в качестве предобработки изображения используются различные методы сегментации, каждый выделенный регион может иметь собственные семантические признаки региона. Отношения между признаками различных регионов, а также признаками одного региона описываются с помощью семантических признаков связи. Кроме того, каждый регион можно разбить еще на несколько, то есть применить рекурсивную декомпозицию вглубь. Взаимосвязь между различными уровнями декомпозиции определяют семантические признаки связи.

В случае, когда применяются методы распознавания и выделения объектов изображения или когда они заранее известны (например, объект задан в форме аннотации и изображение содержит только его), их можно описать с помощью се- мантических признаков объектов. Способы пред- ставления семантических признаков регионов и объектов во многом схожи, но для объектов используется дополнительная описательная характеристика - семантический объект.

Общий подход к построению систем поиска изображений по семантическим признакам

Для упрощения изложения под семантическим признаком будет также подразумеваться семантический объект, под семантическим признаком изображения - семантические признаки регионов и объектов, а под признаком - числовой (или символьный) признак.

Для построения систем поиска изображений по семантическим признакам применяется семантический преобразователь, который определяет семантику признаков.

Семантика признаков изображения основана на взаимосвязи между семантическими признаками и признаками в числовой форме. На рисунке 2 показан общий принцип преобразования семантических признаков в числовые. Семантический преобразователь содержит БД семантических признаков, в которой каждый семантический признак соотносится с одним признаком или целой группой.

Таким образом, на вход семантического преобразователя поступает семантический признак, по которому осуществляется поиск признака в БД, а выходом является признак в числовом виде.

Чтобы представить весь процесс поиска по семантическим признакам, рассмотрим последовательность сохранения признаков изображений в БД (см. рис. 3) и процедуру поиска изображений (см. рис. 4).

Последовательность действий при записи признаков изображений в БД практически ничем не отличается от порядка при реализации контентного поиска, то есть на вход поступает изображение, которое преобразуется в набор признаков, и полученные признаки записываются в БД.

Отметим, что процедура поиска отличается от процедуры контентного поиска введением блока семантического преобразователя, который конвертирует семантические признаки в числовые. Поэтому вместо привычного для контентного поиска запроса в виде изображения пользователь вводит текстовое описание изображения, которое представляется как набор семантических признаков. Затем при помощи преобразователя семантические признаки переводятся в числовой вид и сравниваются с признаками изображений, хранящихся в БД. Результат пользовательского запроса формируется на основе данных о сравнении.

Особенности поиска изображений по семантическим признакам

Применение текстового описания для поиска требуемых изображений в качестве запроса позволяет использовать методы синтаксического и морфологического анализа, которые обычно внедряются в системы поиска текстовой информации. Данный анализ проводится для определения семантических признаков текстового запроса, которые в дальнейшем будут переведены в числовой вид.

Рассмотрим небольшой пример использования текстового запроса для поиска изображений.

Пусть запрос содержит следующее предложение: Красная полосатая звезда с синим пятном в центре.

В этом случае грамматический анализ запроса можно представить так, как изображено на рисунке 5, то есть выделяется основной объект (слово, обозначающее предмет), который представляется как образ (или признак формы). Затем к этому образу привязываются семантические признаки, играющие в предложении роль определения и обозначающие признак предмета. При объединении образа с семантическими признаками формируется новый образ. Устанавливаются различные взаимосвязи между образами, которые описываются семантическими признаками связи. В итоге текстовый запрос преобразуется в определенный набор образов и/или семантических признаков.

Механизм преобразования текстового запроса в набор семантических признаков, а затем в набор числовых признаков при реализации поиска по семантическим признакам может быть изменен. Рассмотрим способ поиска, при котором нет необходимости в таком преобразовании, что позволяет использовать только методы поиска текстовой информации.

Поиск по аннотации семантических признаков

Данный поиск характеризуется обратным направлением работы семантического преобразователя: если при поиске изображений по семантическим признакам используется преобразование семантических признаков в числовые, то в поиске по аннотации семантических признаков используется преобразование числовых признаков в семантические. Общая схема семантического преобразователя представлена на рисунке 6.

Кроме того, изменяется структура хранения признаков, так как в этом случае в БД записывается аннотация изображения, а также изменяется место использования семантического преобразователя, то есть теперь семантический преобра- зователь применяется в последовательности сохранения описания изображения (рис. 7), а из процедуры поиска исключается (рис. 4).

Таким образом, обработка текстового запроса на поиск изображения может осуществляться преимущественно методами текстуального поиска информации.

Поиск текстовой информации по семантическим признакам изображения

Использование семантического преобразователя открывает возможность для реализации еще одного способа поиска информации, а именно, поиска текстовой информации по семантическим признакам изображения.

В данном случае на вход поступает изображение, которое преобразуется в набор числовых признаков с помощью методов извлечения признаков изображения. Затем числовые признаки преобразуются в семантические. По ним формируется текстовый запрос к БД, которая хранит аннотации различных текстовых источников данных (например, страницы в Интернете), текстовых документов. Результатом поиска является список текстовых источников, которые связаны с содержанием входного изображения.

Рассмотренные механизмы поиска изображений по семантическим признакам, аннотации семантических признаков, а также механизм поиска текстовой информации по семантическим признакам изображения предоставляют широкие возможности для объединения различных методов поиска изображений и текстовой информации.

Все представленные в данной статье способы поиска основаны на использовании семантического преобразователя, от расположения которого в общей структуре поиска меняются характер поиска и, как следствие, результат.

В заключение следует отметить, что значения семантических признаков и образов достаточно субъективны; так как признаки или образ определенного предмета у разных людей могут отличаться, результат поиска тоже является субъективным и зависит от БД семантических признаков в семантическом преобразователе. Поэтому с целью более объективного поиска возможно применение для каждой системы поиска собственной БД семантических признаков или использование в рамках одной системы нескольких БД семантических признаков. Но в таком случае увеличиваются затрачиваемые на поиск ресурсы, что существенно сказывается на производительности.

Литература

1. Colin C. Venters and Dr. Matthew Cooper. A review of content-based image retrieval systems // Joint Information Systems Committee (JISC). 01.06.2000. URL: http://www.jisc.ac.uk/media/ documents/programmes/jtap/jtap-054.pdf (дата обращения: 25.09.2010).

2. Remco C. Veltkamp and Mirela Tanase. A survey of content-based image retrieval systems // Geometry, Imaging and Virtual Environments Lab, Utrecht University, The Netherland. 08.03.2001. URL: http://www.aa-lab.cs.uu.nl/cbirsurvey/cbir-survey/ (дата обращения: 25.09.2010).

3. Marinai S. A survey of document image retrieval in digital libraries. 9th Colloque International Francophone sur l"Ecrit et le Document (CIFED 2006). 2006. URL: http://www.dsi.unifi.it/~si-mone/Papers/cifed06.pdf (дата обращения: 25.09.2010).

4. Matthew Simpson, Md Mahmudur Rahman, Dina Demner-Fushman, Sameer Antani, George R. Thoma. Text- and Content-based Approaches to Image Retrieval for the ImageCLEF 2009 Medical Retrieval Track. The Cross-Language Evaluation Forum (CLEF) 2009. URL: http://www.clef-campaign.org/2009/working_ notes/simpson-paperCLEF2009.pdf (дата обращения: 25.09.2010).

5. Бухалто А.Н. [и др.]. Нейрокомпьютеры в системах обработки изображений; [под общ. ред. Ю.В. Гуляева и А.И. Галушкина]. М.: Радиотехника, 2003. Кн 7. 192 с.

 
Статьи по теме:
Правдивая история Bluetooth
Читая описания характеристик мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и прочих гаджетов, мы постоянно сталкиваемся с различными номерами версий Bluetooth – 2.1 + EDR, 3.0, 4.0. Чем же отличаются эти протоколы, и нужна ли нам самая последняя версия Bluet
Как легко обновить все драйвера на компьютере
Обновление драйверов — это один из лучших методов оптимизации работы вашего компьютера и повышения стабильности ОС. Обновить драйвера можно несколькими способами: ручная загрузка драйверов с сайта производителя, использование автоматической службы Центра
Какой выбрать монитор для компьютера
Компьютером невозможно пользоваться без дисплея. Но как выбрать подходящий, если на рынке существует огромное количество вариантов? Давайте рассмотрим популярные мониторы для компьютера. Рейтинг 2019 года составлен с целью помочь вам определиться в выборе
Программы для скачивания игр
«Вся наша жизнь – игра». Этой знаменитой фразе Шекспира уже не одна сотня лет. Тем не менее, это утверждение классика совсем не устарело к настоящему времени. В детстве мы играем в песочнице, взрослея – перебираемся на компьютеры и консоли. Причем, если л