Региональные целевые программы россии и их реализация. Областная целевая программа Областная целевая программа развития

Областная целевая программа «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года»

Закон Московской области «Об областной целевой программе "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года"

Принят решением Московской областной Думы от 10.04.2002 № 12/15

Текст документа с изменениями, внесенными

Законом Московской области от 14.01.04 № 16/2004-ОЗ

Законом Московской области от 22.07.05 № 194/2005-ОЗ

Законом Московской области от 11.11.05 № 239/2005-ОЗ

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года". (Приложение).

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.

Губернатор Московской области Б.В. Громов

Приложение к Закону Московской области "Об областной целевой программе "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года"

Паспорт областной целевой программы "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года"

Наименование Программы

Областная целевая программа "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года" - далее Программа

Основания для разработки Программы

Постановление Правительства Московской области от 15.11.2001 N 367/42 "О разработке проекта областной целевой программы "Генеральный план развития Московской области на период до 2020 года" Законы Московской области " О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области" и Об организации и функциональном зонировании территории Московской области".

Государственный заказчик

Программы

Министерство строительного комплекса Московской области (в ред. Закона Московской области от 14.01.04 N 16/2004-ОЗ)

Разработчик Программы

Министерство строительного комплекса Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области

Цель Программы

Разработка Генерального плана развития Московской области, направленного на улучшение условий проживания населения и устойчивого территориального развития Московской области посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.

Срок реализации Программы

Срок реализации Программы 2002-2010 годы.

1. Разработка Генерального плана развития Московской области - 2002-2010 годы, в том числе разработка схем территориального планирования Московской области - 2006-2010 годы.

2. Разработка планов реализации схем территориального планирования Московской области - 2006-2010 годы.

3. Экспертиза, согласование и утверждение документов территориального планирования в составе Генерального плана развития Московской области - 2002-2010 годы

Исполнители мероприятий Программы

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), органы исполнительной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, специализированные научно-исследовательские, проектные, отраслевые технологические и другие институты, учреждения и организации.

Государственный заказчик определяет исполнителей областной целевой программы в порядке, установленном настоящим Законом.

Ожидаемые конечные результаты Программы

Создание:

научно-методических основ и экономических обоснований для системы стратегического планирования развития Московской области;

комплекта документов Генерального плана развития Московской области, обеспечивающих устойчивое пространственное развитие Московской области;

планов реализации схем территориального планирования Московской области.

(в ред. Закона Московской области от 22.07.05 N 194/2005-ОЗ)

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2002-2010 годах составляет 726430 тыс. рублей.

Объем финансирования за счет средств бюджета Московской области в 2002 -2010 годах составляет 704 430 тыс. рублей, в том числе:

2002 г. - 4 976 тыс. рублей,

2003 г. - 90 938 тыс. рублей,

2004 г. - 105 960 тыс. рублей,

2005 г. - 57 056 тыс. рублей,

2006 г. - 99 100 тыс. рублей,

2007 г. - 104 500 тыс. рублей,

2008 г. - 94 000 тыс. рублей,

2009 г. - 78 400 тыс. рублей,

2010 г. - 69 500 тыс. рублей.

В 2005 году за счёт кредитов под Государственные гарантии Московско

й области объём финансирования составит 22 000 тыс. рублей

(в ред. Закона Московской области от 11.11.05 N 239/2005-ОЗ

Система организации и контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Московской области и Московская областная Дума в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством.

Полный текст Закона.

Приложения 1 и 2 к областной целевой программе «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года».

Регулирование регионального развития страны является одной из важнейших функций современного государства. Путем осуществления целенаправленной и последовательной региональной политики государство стремиться повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т.д.

Главным инструментом влияния на социально-экономическое развитие регионов является разработка и внедрение государственных целевых программ, которые охватывают практически все сферы социально-экономической деятельности государства - здравоохранение, жилье, транспорт, экологию, оборону и безопасность, науку, культуру и т.д. Они направлены на поддержку стратегически значимых для страны и региона приоритетных направлений и вопросы их реализации затрагивают практически все регионы, все отрасли экономики, касаются каждого жителя страны.

Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются средством управления и регулирования стратегиями социального, научно -технического и экономического развития, способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Преимущество целевых программ в том, что они обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Программы позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции.

Программно-целевое управление в широком смысле рассматривается как воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. Средства достижения целей управления определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла). В узком смысле сущность программно-целевого управления сводится ими только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа.

Разработка региональных программ — это целенаправленный и последовательный процесс аккумулирования всех возможностей регионов на различных уровнях.

Региональные программы обладают строгой целевой направленностью и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны.

Основные задачи региональных программ:

Формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

Выравнивание межрегиональных различий по социально-экономическим показателям;

Эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

Сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

Охрана окружающей среды;

Преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

Сохранение культурно- исторического наследия региона, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно - политической и правовой обстановки

Формирование информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов.

Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Для стабильного развития региона необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование социально-экономического развития.

Специфика региональных программ заключается в следующем:

Отбор региональных проблем производится территориальными органами власти;

Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона;

Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона (край, область, города федерального значения);

Финансирование программ осуществляется в основном за счет средств соответствующего региона, а также за счет средств государства, инвестиций и т.д.;

Региональные программы увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны;

Региональные программы обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов.

Базовыми методологическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются:

Комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;

Целевая направленность и системность мероприятий программы;

Вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;

Ресурсная обеспеченность программы;

Адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.);

Обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).

Таким образом, основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ его участия в национальном и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона .

Оценить результативность комплекса мероприятий региональной целевой программы довольно сложно. Если учесть существующие критерии народнохозяйственной и социальной эффективности государственного регулирования экономики в целом: обеспеченность общественными благами национальных потребностей, вклад государственной собственности в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности, вклад государственного сектора в обеспечение национальной безопасности, то косвенным показателем оценки регулирующего действия государства относительно сектора является доля государственных расходов на услуги в валовом внутреннем продукте. Тем не менее, оценка результатов реализации комплекса мероприятий целевой программы развития сферы услуг на уровне регионального развития может быть проведена на основе анализа динамики таких показателей, как.

В качестве важнейших прямых регуляторов экономических процессов, происходящих на территории страны, выступают федеральные и региональные целевые программы. Они представляют собой согласованный, увязанный по срокам, ресурсам и исполнителям, комплекс проектных, научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных и прочих мероприятий, осуществляемых при поддержке государства.

Федеральные и региональные целевые программы

На протяжении многих десятилетий с 20-х годов прошлого столетия в СССР было распространено составление хозяйственных планов. Вместе с ними разрабатывались и комплексные, в том числе региональные целевые программы. В настоящее время они обеспечивают решение задач в научно-технической, экономической, социально-культурной, экологической сферах. Федеральные целевые программы направлены на осуществление политики в сфере общественного хозяйства при поддержке государства. Сегодня они достаточно распространены, и их количество постоянно растет. Целевые программы регионального уровня отличаются резко выраженными территориальными признаками, спецификой источников информации и состава участников. Их роль состоит в интеграции индивидуальных, коллективных, государственных интересов в рыночную экономику, мобилизации сил для осуществления крупных проектов.

Специфика

Региональные целевые программы используются как инструмент непосредственного воздействия государства на рыночную экономику в пределах конкретной территории. Такой метод управления выступает в качестве одного из важнейших средств влияния на проблемные местности: осваиваемые, депрессивные. Вместе с этим региональные целевые программы России успешно внедряются и на относительно обеспеченных территориях. И в том, и в другом случае обеспечивается решение как текущих, так и предстоящих задач. Примером могут служить региональные целевые программы Ленинградской области. В настоящее время внимание властей обращено на улучшение качества жизни, состояния экономики Санкт-Петербурга. В частности разрабатываются программы создания условий для привлечения трудовых ресурсов в город.

Суть новых проектов

Разрабатываемые сегодня целевые региональные и муниципальные программы воплощают комплекс "свободного рынка" и "жесткого плана". В рамках проектов задаются строгие направления хозяйственной деятельности. При этом стимулирование и реализация целевых программ осуществляются на коммерческой основе. Методы привлечения исполнителей и способы распределения ресурсов базируются на принципах добровольности, коллективной и индивидуальной заинтересованности. Немаловажное значение имеет и материальное стимулирование. Региональные целевые программы предполагают адресность и обязательность исполнения запланированных мероприятий всеми участниками. Они обеспечиваются хозяйственными договорами, сочетающимися с комплексом экономических стимулов, а не директивными заданиями, как это было раньше.

Выбор проблемы

Подготавливая региональные целевые программы, разработчики решают ряд методических задач. Главная из них относится к выбору проблемы. В современных условиях достаточно быстро происходит смена задач территориального и народнохозяйственного развития. При этом имеющиеся финансовые и прочие ресурсы всегда ограничены. В качестве критериев для выбора проблемы выступают:

  1. Значимость вопроса для национальной и территориальной экономики, связь со структурными преобразованиями, усилением эффективности хозяйственной системы, улучшением качества жизни граждан, обеспечением и экологической безопасности и проч.
  2. Многоплановый и межотраслевой характер проблемы, наличие исполнителей решений и необходимости координации их работы. В двух словах этот критерий можно определить как комплексность и сложность вопроса.
  3. Прогрессивность и новизна организационных, технических и прочих мероприятий, предполагаемые высокие показатели.

Дополнительные признаки

К числу указанных выше критериев стоит также отнести сложность или невозможность решения задачи в разумные сроки с применением рыночного механизма и необходимость привлечения государственной поддержки. Однако, по мнению экспертов, этот признак спорный, поскольку сложные и актуальные проблемы могут решаться исключительно программными методами и при участии власти.

Определение целей

Это достаточно ответственная задача. Четкий целевой характер программы выражается в строгой ориентации каждого мероприятия и использовании любого ресурса, а также деятельности всех участников. Главная задача доводится до конкретных адресных заданий. При разработке рекомендуется применять графоаналитический подход. С его помощью осуществляется разделение цели на задачи по уровням. Их количественная оценка выполняется с помощью относительных показателей удовлетворения потребностей территории. Между тем надежность такого подхода остается под вопросом.

На практике при разработке проектов он применяется достаточно редко. Кроме того, не во всех случаях можно определить нормативные показатели. В качестве альтернативного варианта могут применяться социально-экономические индикаторы. Они косвенно выражают уровни выполнения тех или иных задач. К примеру, региональные целевые программы по сохранению здоровья населения в качестве индикаторов могут использовать среднюю продолжительность активной профессиональной деятельности, жизни и проч.

Оценка эффективности

Результативность разработки и последующей реализации программы выражается конкретными итоговыми показателями. Анализ соотношения между ними и расходами отражается в частных и общих величинах экономической, сравнительной и абсолютной эффективности (объеме национального дохода на человека, пропорциональности фондов потребления и накопления и проч.). Частные показатели характеризуют уровень использования ресурсов: фондо-, капитало-, материалоотдачу и так далее. Если учитывать отечественную и зарубежную практику, специфику адаптации к рыночным условиям, в зависимости от вида программы для анализа ее эффективности, как правило, рекомендовано использовать разные величины. Среди них: размер удельных капиталовложений, производительность труда, и проч. При анализе можно также использовать объемы производства ключевых видов продукции, ввод непроизводственных объектов и производственных мощностей в действие, показатели научно-технического развития, импорто- и ресурсозамещения.

Особенности показателей

Важность использования в программах разных показателей очевидна. Но при этом среди них в первую очередь должны присутствовать сквозные величины. С их помощью осуществляется сравнение программ и итогов по стране в целом. Кроме этого, необходимо использовать Для некоторых программ могут потребоваться системы установленных величин. В рыночных условиях наибольшую актуальность приобретают количественные оценки результатов коммерческой деятельности.

Нюанс

Между тем для макроэкономического анализа нужно выявить народнохозяйственную результативность. Требование общенациональной целесообразности необходимо соблюдать при определении всей системы показателей. К примеру, нельзя ограничиваться коэффициентом оборачиваемости капитала на осваиваемых территориях, поскольку это может привести к созданию отраслевой структуры, которая не будет отвечать специфике и потребностям районов, а также перспективным интересам государства.

Специфика мероприятий

Региональная программа может включать в себя комплекс мер по оздоровлению экономики и социальной сферы. К ним, например, относят удовлетворение нужд в топливно-энергетических ресурсах, регулирование тарифов, устранение последствий стихийного бедствия и так далее. В качестве следующего этапа могут намечаться мероприятия по стабилизации ситуации. Среди них:

  1. Уменьшение топливно-энергетического дефицита.
  2. Преодоление застоя в отраслях специализации.
  3. Закрепление новых хозяйственных связей.
  4. Формирование условий для экономического роста.

На следующей стадии может проводиться оживление хозяйственного комплекса. В рамках этой деятельности усилия концентрируются на вопросах структурной перестройки и стабильного развития. Среди ключевых мероприятий могут предусматриваться:

  1. Расширение транспортной инфраструктуры.
  2. Комплексное решение энергетических проблем.
  3. Расширение экспортного потенциала территории.

В рамках всех этапов необходимо обеспечить:

  1. Предотвращение оттока граждан.
  2. Закрепление квалифицированных работников. Это обеспечивается за счет государственного содействия в сфере занятости и соцзащиты.
  3. Охрану природы и рациональное использование естественных ресурсов.

Заключение

Реализация региональных целевых программ имеет важнейшее практическое значение для населения. В некоторых случаях возникает необходимость в поэтапном решении задач ускоренного освоения, опережающего, адекватного укрепления инфраструктуры, повышения качества жизни граждан. В небольших районах круг проблем может ограничиваться, например, мероприятиями в агропромышленном и строительном комплексах, сфере обустройства приграничной территории и социального обслуживания. В любой программе отдельный раздел отводится для вопросов финансирования. Для осуществления мероприятий привлекаются средства бюджетов и внебюджетных фондов. Однако большую часть финансирования обеспечивают частные инвесторы.

Комплексы мероприятий, включаемые в программы, обычно рассматриваются в нескольких вариантах. К примеру, становление транспортного комплекса может быть представлено в сценарии использования действующей инфраструктуры и ее активного совершенствования. Между тем, по мнению ряда экспертов, в настоящее время существует слишком много программ. Многие из них подвергаются постоянной корректировке. При этом нарушаются их цели и содержание. Существует также проблема финансирования, негативно отражающаяся на процессе реализации программ.

Малое и среднее предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики Московской области и играет существенную роль в социальной жизни ее населения.

На 1 июля 2008 года количество малых предприятий составило 12,5 тысячи (без микропредприятий) с общей численностью работающих более 350 тысяч человек. Количество микропредприятий по оценке составляет более 40 тысяч единиц. На средних предприятиях занято 95 тысяч человек.

К числу занятых на малых и средних предприятиях можно добавить почти 128 тысяч индивидуальных предпринимателей.

В 2007 году в Московской области оборот малых предприятий превысил 1,1 триллиона рублей и составил в общем обороте области 30,9 процента. К 2012 году, в результате реализации мероприятий Программы, прогнозируемая доля малых и средних предприятий в общем обороте предприятий Московской области должна составить не менее 38 процентов.

Доля малых и средних предприятий, занятых в сферах обрабатывающей промышленности и строительства, составляет 15,7 процента и 11,5 процента соответственно.

Поступления денежных средств от малого предпринимательства в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области составили в 2007 году более 43 миллиардов рублей или 23,4 процента от объема всех налоговых поступлений, в том числе в бюджет Московской области - более 31 миллиарда рублей или 22,1 процента, в бюджеты муниципальных образований Московской области - около 12 миллиардов рублей или 28 процентов.

За время реализации в 2004-2008 годах областной целевой программы развития субъектов малого предпринимательства в Московской области на 2004-2008 годы оборот малых предприятий увеличился в 3,4 раза, объем налоговых поступлений от малого предпринимательства в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области - в три раза или на 28,4 миллиарда рублей. Привлечено инвестиций в объеме более 43 миллиардов рублей.

Однако деятельность малых и средних предприятий еще остается недостаточно эффективной, т.е. доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта пока незначительна и оценивается на уровне 17 процентов. В результате реализации Программы планируется увеличение доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, до 25 процентов; если в строительстве, торговле, отдельных отраслях обрабатывающей промышленности малое и среднее предпринимательство развивается динамично, то в сфере коммунального хозяйства, жилищной сфере развития практически нет. Программой предусмотрено увеличение доли малых и средних предприятий в таких важных для Московской области направлениях, как здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство, наука почти в 4 раза - до 25 процентов.

Плотность малых предприятий на 100 000 жителей ниже среднероссийского показателя и составляет 692 предприятия, при этом к окончанию реализации Программы планируемое количество малых и средних предприятий на 100 000 жителей должно составлять порядка 1 500 единиц.

В научных исследованиях и разработках участвуют 0,6 процента малых предприятий, научно-технические услуги оказывают 1,7 процента предприятий, осуществляют технологические инновации 4 процента предприятий, наукоемкую продукцию производят 0,1 процента малых предприятий. Прогнозируемая доля малых и средних предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве малых и средних предприятий должна составить к 2012 году 8 процентов.

Темпы наращивания потенциала в сфере малого и среднего предпринимательства в Московской области не могут быть увеличены, если существенно не изменятся правовые и экономические условия для их эффективного развития, особенно в научно-технической сфере, в вопросах создания новых и развития существующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

На становление и развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований Московской области проблемы:

отсутствие стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;

высокие процентные ставки по кредитам, недостаточное применение системы микрофинансирования и поручительств;

наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля).

Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих программ поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области показывают, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля. В числе таких мероприятий:

Создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства;

поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области.

Государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство экономики Московской области.

Исполнителями Программы являются Министерство экономики Московской области и Министерство по делам печати и информации Московской области.

Цели программы - формирование благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области, привлечение финансовых и материальных ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта и уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета Московской области, содействие обеспечению занятости населения Московской области.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

реализация мер по адресной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие в продвижении товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональный и международный рынки;

развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

организация подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, развитие системы дистанционного обучения;

поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными направлениями развития малого и среднего предпринимательства в Московской области являются:

научно-техническая и инновационная деятельность;

производство, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции;

технологическое оснащение и переоснащение производства;

развитие малого и среднего предпринимательства в жилищной сфере, в сферах коммунального хозяйства и предоставления бытовых услуг;

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

развития субъектов малого и среднего

I. Общие положения

Заказчик ОЦП

Правительство Ярославской области

Ответственный

исполнитель ОЦП

департамент экономического развития

Ярославской области

Исполнители ОЦП

департамент промышленной политики Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области, департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент информатизации и связи Ярославской области, управление коммуникаций и общественных связей Правительства области, органы местного самоуправления муниципальных образований области

Участники ОЦП

организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области; физические лица и индивидуальные предприниматели ; Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе области

ОИВ/СППО и другие юридические лица,

заинтересованные

в результатах ОЦП

Недостаточная инновационная активность субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве основных проблем развития предпринимательства на уровне муниципальных образований области можно выделить:

Отток трудоспособного населения из муниципальных образований;

Низкий уровень подготовки профессиональных кадров;

Недостаточность финансовых ресурсов.

Указанные проблемы остро стоят как перед организациями, так и перед мастерами, занятыми в отрасли народных художественных промыслов. Значимость данной отрасли определяется необходимостью сохранения национальной культуры в местах традиционного бытования народных художественных промыслов Ярославской области. Основной задачей является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, которые являются достоянием и одной из форм народного творчества населения Ярославской области. В рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере народных художественных промыслов, необходимо решить вопросы передачи уникальных навыков, приёмов работ между специалистами, занятыми в данной сфере.

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определённом сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого и среднего бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определённых условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.

К внешним факторам риска относятся политические, социально-экономические, экологические и научно-технические факторы. Изменение факторов внешней среды приводит к возникновению внешних рисков, которые являются плохо прогнозируемыми и управляемыми.

Необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ влияния внешних факторов на сферу малого и среднего предпринимательства Ярославской области и реализацию мероприятий, направленных на адаптацию субъектов малого и среднего предпринимательства к внешним изменениям.

Матрица SWOT-анализа состояния малого и среднего предпринимательства Ярославской области представлена в Концепции Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на годы.

Решение выявленных проблем возможно только в рамках системного подхода с привлечением ресурсов субъектов малого и среднего предпринимательства, возможностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации, Правительства Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области. Использование бюджетных средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в экономику, повысить возможности малого и среднего бизнеса в получении банковских кредитов . Для вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность, поддержания кадрового потенциала необходимо реализовать комплексную программу подготовки кадров на уровне области в целом и отдельных муниципальных образований.

Стимулирование инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, их интеграции с крупными промышленными предприятиями в рамках промышленных кластеров возможно только при условии взаимодействия и привлечения ресурсов и возможностей федеральных и областных органов государственной власти.

Объединение ресурсов и возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства и органов власти позволяет комплексно решить актуальные для малого и среднего бизнеса проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики области.

Для эффективного решения проблем малого и среднего предпринимательства необходим комплексный подход, обеспечивающий одновременную помощь в получении долгосрочных финансовых ресурсов, освоении инновационных технологий и продукции, подготовке кадров, решении вопросов с обеспечением начинающих предпринимателей офисными площадями и стартовым капиталом. Реализовать подобный комплексный подход призвана ОЦП.

Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами на региональном уровне установлена Федеральным законом от 01.01.01 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». ОЦП разработана с целью реализации положений указанного закона и направлена на осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в регионе.

III. Цель ОЦП

Наименование

Показатель

Обоснование
планового

значения

индикатора

наименование

весовой
коэффици-ент

измерения

значение (по годам)

планируемое

Стимулирова­ние развития субъектов ма­лого и сред­него предпри­нимательства Ярославской области

количество рабочих мест, вновь созданных субъектами малого и среднего предпринимательства Ярославской области при реализации мероприятий ОЦП

единиц

 
Статьи по теме:
Как подключить и настроить Wi-Fi роутер?
Не так уж давно компьютер, а тем более ноутбук, были роскошью. На сегодняшний день практически в каждой семье имеется компьютер или ноутбук, а во многих семьях данные устройства есть практически у каждого члена семьи. Каждое такое устройство должно иметь
Личный кабинет клиента Cifra1: регистрация и вход Цифра 1 личный кабинет официальный
Интернет, ТВ, телефония, мобильная связь и даже страхование жилья и гражданской ответственности, все это – услуги от компании «Алмател» (Цифра 1) – надежного международного оператора. Удобные и эффективные инструменты для широкого спектра задач доступны ф
Способы набора рефералов Бот для привлечения рефералов
Один из самых интересных видов заработка в мировой паутине, это заработок на рефералах. Тысячи различных проектов предлагают своим пользователям строить реферальные сети и тем самым организовывать пассивный источник прибыли. В этой статье мы постараемся
Почему не работает Play Market - разбираем подробно
Проблемы в работе Google Play через беспроводные сети могут быть вызваны неполадками самой сети или трудностями с приложением. Для устранения неисправностей используется пошаговая диагностика соединения и функций Play Market. В большинстве случаев самый б